многофункциональный
автомобильный
комплекс
 иконка телефон
8 (812) 331-38-27
иконка телефон
8 (812) 331-41-82
иконка карта
Санкт-Петербург, Богатырский пр 14 к.2А
иконка информация
Каждый день для Вас с 09:00 до 21:00

Как устроена бортовая электросеть?

Электричество в автомобиле создает едва ли не большую часть комфорта, чем все остальное. Именно поэтому неполадки в электрике заставляют автовладельцев сразу же обращаться в сервис или же устранять поломку своими силами. Зачастую отказы в бортовой электросети случаются из пустяковых причин, например, окислившегося контакта. Но чтобы этот контакт найти, нужно иметь хотя бы общее представление о том, как устроена электрическая сеть в автомобиле.

Откуда берется ток?

В любом автомобиле (авто на электрическом ходу в расчет не берем), имеется два источника электроэнергии – аккумулятор и генератор.

Генератор

Генератор – это основной источник тока в бортовой электросети. Электричество вырабатывается в нем за счет физических процессов, происходящих во время вращения ротора в корпусе из обмоток. Ротор генератора соединен ременной передачей с коленчатым валом двигателя, поэтому генератор вырабатывает ток только тогда, когда двигатель работает.

Исправный генератор должен обеспечивать электричеством все штатные потребители автомобиля, даже если их включить одновременно.

Аккумулятор

Чтобы запустить двигатель внутреннего сгорания (а значит и генератор), применяется электрический стартер. Поскольку генератор еще не работает и ток не вырабатывается, стартер включается за счет энергии аккумулятора. Таким образом, эта большая «батарейка» необходима для запуска двигателя, а также краткосрочного питания немощных потребителей, например, света в салоне.

Элементы бортовой электросети

В необходимый минимум электрической сети легкового автомобиля входят генератор, стартер, разного рода лампы и выключатели, контрольные приборы, насосы, датчики и провода, соединяющие вместе все элементы.

кузовной ремонт автомобиля

В зависимости от конкретной марки и модели автомобиля этот перечень дополняется почти неограниченным количеством устройств. Современные авто имеют очень сложные электрические схемы с обилием электроники. Блок управления салонным светом, контроллер двигателя, ABS, климат-контроль и прочие системы заслуживают отдельного рассмотрения, не укладывающегося в рамки одной статьи.

В классическом варианте, все элементы сети соединены между собой проводами. Проводов в автомобиле очень много и для создания порядка они уложены в жгуты, часто различаемые по своему назначению – салонный жгут, подкапотный жгут и т.д.

Если современный автомобиль будет использовать обычные провода, то жгуты станут нереально толстыми, поэтому проводам есть замена – CAN-шина. Она пришла из мира электроники и в идеале представляет собой всего два провода. По ним передаются сигналы для определенных устройств и питающее напряжение. Это позволяет сильно упростить бортовую сеть, однако требует наличия множества согласующих модулей, которые принимают и расшифровывают сигналы, приходящие по CAN-шине.

В бортовой электросети автомобиля можно выделить несколько подсистем: управление двигателем, управление системами безопасности (подушки, преднатяжители ремней и т.д.) и общие питающие электроцепи.

Неисправности автомобильной электрики

Электричество – явление причудливое, поэтому поиск неисправностей здесь требует знания множества нюансов и творческий подход. Часто эффектные сбои происходят от простейших неполадок, до поиска которых еще нужно додуматься. Например, полная рассогласованность задних фонарей, так знакомая владельцам многих моделей АвтоВАЗа, начинается из-за плохой «массы», а вентилятор охлаждения двигателя может отказать из-за слегка рассоединенного дорожной тряской разъема.

Часто электрические поломки возникают в результате ремонта, никак не связанного с электрикой.  Сюда можно отнести снятие-установку различных агрегатов, кузовной ремонт автомобиля, сварочные работы. Но, пожалуй, самым распространенным «трюком», который зачастую проделывают сами же автовладельцы, является установка пластиковой защиты колесных арок (подкрылок, локеров).

Нештатные локеры крепятся к кузову саморезами, которые закручиваются в нескольких местах по окружности колесной арки. При этом по левому борту большинства автомобилей проходит жгут проводов к задним фонарям, освещению багажника и прочим потребителям. Частой ситуацией является повреждение этого жгута одним из закручиваемых саморезов. В лучшем случае отказываются включаться, например, стоп-сигналы, а в худшем происходит короткое замыкание, приводящее к сгоранию предохранителя.

Главными устройствами, помогающими в поиске электрических неисправностей, являются контрольная лампочка и мультиметр. Лампой можно легко и быстро проверить наличие питания на обычных цепях, а мультиметр применяют для измерения различных параметров сложных цепей, например, системы управления двигателем.

логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип