многофункциональный
автомобильный
комплекс
 иконка телефон
8 (812) 331-38-27
иконка телефон
8 (812) 331-41-82
иконка карта
Санкт-Петербург, Богатырский пр 14 к.2А
иконка информация
Каждый день для Вас с 09:00 до 21:00

«Тормозные» помощники

замена тормозных колодок

Процесс торможения не ограничивается простым нажатием на педаль тормоза. Если в автомобиле нет никаких вспомогательных электронных систем, то особое значение приобретают сила нажатия, время начала, продолжительность и т.д. Поэтому для облегчения вождения разработано множество систем, помогающих водителю вовремя остановить автомобиль.

Антиблокировочная система (ABS)

Самая известная и распространенная система помощи при торможении – антиблокировочная. При резком нажатии на педаль тормоза колеса могут заблокироваться, то есть, перестать вращаться. Происходит это тогда, когда сила торможения превышает силу сцепления шин с дорогой. Блокировка наступает гораздо быстрее, когда на дороге снежный накат или лед.

Заблокированные, то есть, не вращающиеся колеса таят в себе большую опасность, потому что автомобиль начинает не катиться, а скользить. Управлять им в это время очень сложно, а если заблокировались рулевые колеса, то просто невозможно. Поворот руля приводит к повороту колес, но, поскольку они не вращаются, автомобиль продолжает скользить в произвольном направлении. При этом может наблюдаться и занос задней части.

Чтобы восстановить сцепление колес с дорогой и их вращение, требуется ослабить давление на педаль тормоза. Но останавливаться-то нужно, ведь торможение начинают не просто так! Грамотные действия водителя в такой ситуации должны привести к максимально быстрой остановке машины, при этом, не допуская блокировки колес и потери управления. Сделать так может только опытный водитель.

Чтобы обезопасить тех, у кого водительские навыки не дотягивают до отличных была придумана антиблокировочная система. Строго говоря, первую ABS создали не для автомобильного, а для железнодорожного транспорта. Громоздкое устройство физически не имело ничего общего с современными системами, однако идея предотвращения блокировки начала реализовываться.

На автомашины антиблокировочную систему тормозов начали устанавливать в начале 1960-х годов. Это были приспособления, работающие только для задних колес, а потому не умеющие предотвращать потерю управления.

Настоящую систему, отслеживающую все колеса автомобиля, создали немецкие инженеры в 1964 году. Ее конструкция практически не поменялась и по сей день, лишь компоненты стали занимать меньше места и получили большую надежность.

Классическая ABS работает по достаточно простому алгоритму: когда колесо блокируется, специальный датчик фиксирует это и передает сигнал на управляющий блок. Блок подключает клапан в соответствующей тормозной магистрали и перекрывает давление тормозной жидкости. Фактически торможение колеса прекращается, и оно начинает вращаться, но в следующий миг клапан открывается, и колесо снова начинает тормозить. Дальше процесс повторяется. Главным показателем в этом цикле является его скорость: ABS срабатывает до 40 раз в секунду, благодаря чему машина не теряет управление даже на скользкой дороге.

Противобуксовочная система

ABS, рассмотренная выше, является базовой системой для множества других интересных систем. Используя блок с клапанами, через которые проходят тормозные магистрали, можно не только спасать колеса от блокировки, но и делать другие, не менее полезные, действия. Например, не давать колесам буксовать.

Реализация не требует практически ничего дополнительного, кроме измененного алгоритма работы блока управления и добавления в тормозную систему нагнетающего элемента. Когда автомобиль трогается на скользкой поверхности, колеса срываются в пробуксовку.

Датчик отслеживает ускорение вращения и передает сигнал в управляющие блок. Он соотносит показатель с сигналом от датчика скорости и при большой разнице понимает, что колесо крутится вхолостую, то есть, буксует. При помощи исполнительного механизма в соответствующей тормозной магистрали создается давление и буксующее колесо затормаживается. А через долю секунды снова получает свободный ход. Таким образом, реализуется максимальная тяга при разгоне и облегчается начало движения на скользкой дороге.

Чтобы система работала полноценно, требуется содержать тормоза в полностью исправном состоянии. Например, очень важна своевременная замена тормозных колодок.

Система динамической стабилизации

Ее смысл – в удержании автомобиля на заданной траектории. Делать это нужно как при вхождении в поворот на слишком высокой скорости, так и при езде в условиях гололеда. Реализация – все по тому же принципу торможения нужных колес.

Когда начинается сдвиг автомобиля относительно заданной рулем траектории, управляющий блок создает давление в определяемых программой тормозных магистралях и притормаживает некоторые колеса. Грубо говоря, создаются условия для заноса кузова автомобиля в противоположную сторону. При этом первый занос гасится. Главная ценность системы – в том, что автомобиль не «разматывает» как при неудачной попытке выйти из заноса вручную. Кроме этого, срабатывает она моментально.

Многие системы стабилизации не дают автомобилю сорваться в занос, даже если водитель сильно старается сделать это. Поэтому, для любителей «навалить бочком» стабилизацию часто можно отключить. Одно нажатие кнопки, и да будет дрифт!

логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип