многофункциональный
автомобильный
комплекс

Все о сайлентблоках

диагностика ходовой

Словом «сайлентблоки» называют резинометаллические шарниры, которые применяются в подвижных соединениях для гашения возникающих вибраций. Они широко используются на транспорте, в местах крепления элементов подвески. Сайлентблоки имеют различные формы и периодически изнашиваются. Как диагностировать, выбирать и менять эти шарниры, разберем ниже.

Что такое сайлентблок?

Как уже говорилось выше, это особый вид шарниров, в состав которых входят металл и резина. Конструкция сайлентблоков может быть различной, в зависимости от назначения. Такие шарниры применяются не только в автомобилях, но и в машиностроении при производстве различных агрегатов и механических систем.

В машинах же резинометаллические шарниры используют при креплении рычагов подвески к кузову, а также при закреплении амортизаторов, задней балки, тяг мостов, растяжек и стоек стабилизатора.

Сайлентблоки из подвески представляют собой две металлические втулки, вложенные одна в другую. Пространство между втулками заполнено резиной, что дает им свободный ход относительно друг друга. Благодаря упругим свойствам резины, этот ход осуществляется без трения и рывков.

Для чего применяются сайлент-блоки?

Главное назначение этого вида шарниров – создать соединение, которое будет подвижным и при этом сможет отсеивать часть вибраций, возникающих в процессе эксплуатации. Рассмотрим работу сайлентблока на примере крепления рычага передней подвески.

  1. Колесо автомобиля проваливается в дорожную яму
  2. Рычаг  совершает резкий ход вверх
  3. Основную вертикальную силу удара гасит амортизатор и пружина
  4. Горизонтальная сила удара приходится на место крепления рычага подвески к кузову
  5. Слой резины, находящийся между втулками сайлентблока, принимает удар на себя и гасит значительную энергию этого удара.

Если бы рычаг был прикручен к кузову без применения резинометаллического шарнира, то удар перешел бы на металл кузова без «фильтрации». Это существенно сократило бы ресурс крепежа, а также снизило комфортность поездки для водителя и пассажиров автомобиля.

Конструкция автомобильного сайлентблока

Сайлентблоки, применяемые для крепления элементов подвески автомобиля, относятся к резинометаллическим шарнирам неразборного типа. Для заполнения пространства между рабочими металлическими втулками используют различные эластомеры – упругие вещества.

Современные сайлентблоки бывают резиновыми, полиуретановыми, а также комбинированными. При этом лучшими свойствами по гашению вибраций являются те, что изготовлены с применением натурального природного каучука.

Комбинированные сайлентблоки изготавливают на основе эластомера, полученного смешиванием каучука (резины) и порцией полиуретана. Такая смесь показывает неплохие результаты по гашению ударов и вибраций в сочетании с большим ресурсом.  Главный недостаток таких «наполнителей» заключается в недостаточной способности смеси склеиваться с поверхностью металлических втулок. От этого, слой комбинированного эластомера теряет связь с втулкой и появляется проскальзывание, сопровождающееся скрипами.

Есть в машинах и другой вид резинометаллических шарниров, которые никто никогда таким термином не называет, – это подушки двигателя. В отличие от своих «собратьев» из подвески, они работают не на кручение, а на изгиб и сжатие. Конструкция таких шарниров немного отличается от классических сайлентблоков, они разборные. Благодаря этому, при износе резиновой (упругой) части, ее можно поменять отдельно. Таким образом, отсутствует необходимость заменять весь шарнир отдельно, что снижает стоимость ремонта.

Диагностика сайлентблоков

Когда проводится диагностика ходовой части, одним из ее основных действий является проверка исправности резинометаллических шарниров. Износ сайлентблоков определяется в основном состоянием упругого наполнителя. В норме, резина (полиуретан) не должна выпячиваться за границу пространства между металлическими втулками. Также наполнитель на должен быть растрескавшимся или порванным.

Упругая часть «уставших» сайлентблоков, как правило, теряет форму, выступает в разные стороны и плохо выполняет свои функции. Разорванные наполнители часто отслаиваются от металла и скрипят при проезде неровностей.

При обнаружении неполадок сайлентблок необходимо заменить. Чтобы это сделать, практически всегда необходимо демонтировать рычаг с автомобиля, с разборкой всех сопутствующих частей подвески. Сайлентблоки запрессованы в посадочное место в рычаге с усилием. Чтобы снять старый и установить новый шарнир, по-хорошему, нужно использовать пресс. Однако на деле многие мастера справляются с задачей при помощи оправок подходящего диаметра и тяжелого молотка.

После установки новых резинометаллических шарниров подвески, важно провести повторную подтяжку крепежных гаек рычагов после пробега в 100-200 километров. За это время упругие элементы «осаживаются», принимают рабочую форму и возможно потребуют более крепкого прижима.

логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип