многофункциональный
автомобильный
комплекс

ГУР или ЭУР?

Обе аббревиатуры означают усилитель руля, только в первом случае он гидравлический, а во втором – электрический. Какая система лучше при покупке нового или подержанного автомобиля? Можно ли установить усилитель на машину, где его нет с завода?

Что такое усилитель руля?

заправка кондиционера авто

Усилителями руля называются устройства, которые повышают силу, приложенную водителем к рулевому колесу, и передают ее «дальше». Первые попытки сделать повороты руля более легкими начались еще тогда, когда руля, собственно, не было! Первые самоходные экипажи на паровом ходу показали, что для управления требуется немыслимая сила. Некоторые транспортные средства управлялись сразу несколькими людьми!

Первым органом рулевого управления был рычаг, поворачивая который, водитель приводил в движение рулевые колеса. Всем нам знакомый круглый руль впервые появился в 1898 года на автомобиле Panhard. Попытки облегчить рулевое усилие производились в самых разных странах несколько десятков лет. Конструкции предлагались самые разные, но большинство не находило применения по различным причинам.

Впервые более-менее эффективным усилителем руля был оснащен грузовой автомобиль Columbia в 1903 году и этот усилитель был электрическим. Гидравлические системы придут в автопром позже.

Реально работающий ГУР придумали два инженера Фрэнсис Дэвис и Джордж Джессоп. Это была та самая конструкция, которая применяется на автомобилях и по сей день – с постоянно работающим насосом и большим давлением в шлангах.

Следующим шагом стало появление современного электрического усилителя. Первым автомобилем с таким оборудованием стал Suzuki Cervo, выпущенный в 1988 году. Сейчас электроусилители активно вытесняют гидравлику и возможно станут единственными полноправными помощниками водителей при поворотах руля.

Как работает гидроусилитель руля?

В основе классической системы гидроусилителя на легковом автомобиле лежат насос и специальная рулевая рейка. Насосный агрегат имеет связь с коленвалом двигателя через натянутый ремень. Таким образом, он работает вместе с двигателем автомобиля, что обеспечивает постоянное присутствие давления в напорных магистралях.

Двумя шлангами высокого давления насос связан с рулевой рейкой, внутри которой имеются два рабочих цилиндра, клапаны и распределительное устройство. Когда водитель поворачивает руль, начинают открываться клапаны и поток жидкости распределяется в нужный цилиндр, который приводит в движение рейку.

Главными достоинствами ГУРа являются не только мощное усиление, но и «демпфирование» ударом на рулевых колесах. Когда машина без гидравлического усилителя едет по неровной дороге, водитель может ощущать на рулевом колесе толчки и вибрации. Гидросистема гасит их и дает возможность спокойно управлять автомобилем.

Ремень ГУРа часто является и ремнем системы кондиционирования. На некоторых моделях его необходимо снимать, когда проводится заправка кондиционера авто.

Принцип действия ЭУРа

Электрический усилитель руля имеет фантастически компактную конструкцию. Это всего лишь электродвигатель с датчиком поворота руля и небольшим блоком управления. Все это объединено в единое «изделие», которое устанавливается прямо на рулевую колонку.

Вал, соединяющий руль с рейкой, проходит прямо через двигатель и является его ротором. При повороте руля датчик считывает начало и направление поворота и управляющий блок включает двигатель. Благодаря его помощи руль можно крутить одним пальцем на автомобиле, стоящем на месте.

Главным достоинством ЭУРа является компактность, высокая надежность, отсутствие напорных магистралей. Недостатком же многие называют чересчур «пустой» руль, отсутствие обратной связи. Однако это во многом зависит от функционала блока управления и стоимости устройства. В дорогих моделях реализовано отключение усилителя при достижении автомобилем определенной скорости, имеется несколько режимов работы и даже создается дополнительное усилие для возврата колес в положение «прямо».

Еще один огромный плюс электрического усилителя руля – возможность установки в автомобили, где его не предусмотрено вообще. Например, в классические модели ВАЗ. Такая «доработка» незаконна, однако ей пользуются многие автовладельцы. А вот, например, одну из первых автомобилей Лада Приора в минимальной комплектации оснастить ЭУРом – пара пустяков, так как на эту модель в более дорогих версиях данное устройство устанавливается на заводе.

Что выбрать?

Выбирая автомобиль важно узнать, какой усилитель руля в нем установлен (и установлен ли вообще). Если машина подержанная и в достаточно зрелом возрасте, усилителя не будет совсем или это будет ГУР. Гидравлическая система может доставить хлопот протечками по местам опрессовки шлангов, гудящим насосом или текущей рулевой рейкой. Даже исправная система будет хуже работать в сильный мороз до тех пор, пока не прогреется.

Электрический усилитель – морозоустойчивый. Его компоненты позволяют работать в полную силу, даже когда за бортом -30 градусов. У него нечему протекать и он почти бесшумный. Более того, блок управления ЭУР имеет функцию диагностики, позволяющую диагностировать его обычным автосканером. Пожалуй, что это устройство будет надежней и эффективней.

логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип