многофункциональный
автомобильный
комплекс

Как и когда появились зимние шины?

Сегодня никого не удивляет, что зимой нужно ездить на соответствующих шинах. А были времена, когда одни и те же покрышки эксплуатировали круглогодично. При этом они не были всесезонными, просто шинная индустрия до разделения на «лето» и «зиму» еще не дошла…

Шипы и химия

Впервые о необходимости разработки специальных шин для зимних поездок задумались за рубежом. Результатом работ стали первые шипованные шины, которые выпустила знаменитая компания Michelin. Разумеется, новинка оказалась актуальной для стран с холодным климатом, льдом и снегом на дорогах.

шиномонтаж

Путь российских шин для зимы более сложный. Несмотря на обилие регионов с морозными и снежными зимами, первые шаги к созданию отечественной зимней шины были предприняты только в 60-х годах. Отчасти это можно объяснить запоздалым развитием автопарка в стране и, как следствие, слишком малым движением на дорогах в более ранний период.

Обеспечить устойчивость автомобиля на скользкой дороге доверили металлическим шипам. Их встроили в резину, однако по сравнению с современными шипами, те изделия очень сильно выпирали из поверхности покрышки. На таких «зубастых» колесах управляемость и тормозной путь снизились на сухих и влажных покрытиях. Состав резины не менялся, а значит, сама покрышка никак не способствовала езде на шипах.

 Химический состав резины адаптировали под шипы и низкие температуры в конце 70-х. Покрышки из доработанной резины держали автомобиль гораздо лучше как на гололеде, так и на влажном асфальте.

Развитие шипованных шин в Европе шло «туже». В 1975 году правительство ряда стран решило полностью запретить эксплуатацию такой резины. Связано это было с тем, что покрышки слишком рано приводили к аквапланированию при движении по мокрой дороге с лужами. Ситуация решилась соответствующим изменением состава резины. Добавление определенных модификаторов позволило добиться такой жесткости, при которой шина могла иметь шины и, в тоже время, эффективно отводить воду из пятна контакта с асфальтом.

Как делают шипованные шины?

Как правило, шиповку шин производят еще на заводе. Но такую процедуру можно проделать и в сервисе. Способов установки шипа в резину существует множество – от народных до промышленных, механизированных. В специализированных мастерских, где шиповка поставлена на поток, используют специальный пневматический пистолет.

Шиповка шин в сервисе – момент спорный. Проще приобрести уже готовую шипованную резину, но в некоторых случаях, выгодней поставить металлические элементы отдельно. Стоимость таких работ зависит от региона, размера шины и количества устанавливаемых шипов. Также сюда нужно включить стоимость шиномонтажа и балансировки колес.

Эксплуатация шипованных шин

Езда на шипованных шинах имеет как плюсы, так и минусы. К достоинствам относятся надежное удержание автомобиля на льду, скользком снежном накате, сильно спрессованном снеге. Особенно помогают шипы при торможении, поворотах и начале движения. Умело пользуясь педалью газа, и не допуская пробуксовки ведущих колес зачастую можно уверенно тронуться даже на скользком подъеме.

Обратная сторона – ухудшенные сцепные качества с обычным асфальтом. Поскольку шина стоит на дороге не только на резине, но и на металлических шипах, пятно контакта несколько меньше. Это приводит к увеличению тормозного пути и склонности к буксованию при резком нажатии на газ.

Еще одна особенностью зимних шипованных шин, которую можно отнести к недостаткам, является повышенная шумность. Если покатать такую покрышку по асфальту или дома по полу, то можно услышать цоканье металлических шипов о поверхность, по которой катится покрышка. При качении с большой скоростью это цоканье перерастает в специфический гул, в который вносит вклад и протектор со сложным рисунком.

Резкие маневры на дороге, та же пробуксовка и торможения с юзом приводят к тому, что шипы вылетают. Поэтому пользуясь шипованными шинами, ездить рекомендуется плавно и аккуратно.

Поскольку тормозной путь на льду «на шипах» может быть меньше, чем при использовании обычной не шипованной резины, автомобиль следует оснастить специальным знаком. Он представляет собой треугольник с белым фоном и красной окантовкой, внутри которой размещена буква «Ш». За отсутствие этого знака при движении на шипованной резине с весны 2017 года предусмотрен штраф в размере 500 рублей.

Фрикционные шины или «липучки»

Альтернативой шипованным шинам являются фрикционные покрышки. Идея такой резины – в ее составе и специальном рисунке протектора. В нем преобладает множество хитрых прорезей-ламелей, которые за счет своей формы как бы прилипают к асфальту, что объясняет второе название этих шин.

Фрикционные шины не создают дополнительного шума и хорошо удерживают автомобиль на чистом асфальте или легком снежном покрытии. Однако в гололед и на скользком накате они почти бесполезны. Здесь нужны грубые металлические зацепы, поэтому фрикционные шины имеет смысл использовать только при поездках по хорошо почищенным городским дорогам.

логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип