многофункциональный
автомобильный
комплекс
 иконка телефон
8 (812) 331-38-27
иконка телефон
8 (812) 331-41-82
иконка карта
Санкт-Петербург, Богатырский пр 14 к.2А
иконка информация
Каждый день для Вас с 09:00 до 21:00

Как работает ABS?

замена тормозных колодок

Современный автомобиль сложно представить без антиблокировочной системы тормозов, даже если он выпущен в России. ABS предназначена для предотвращения блокировки колес при интенсивном торможении, но это не единственная функция, которую можно построить на компонентах данной системы. Как работает это устройство, а также возможные неполадки, разберем в этой статье.

История появления ABS

Впервые с проблемой блокировки колес конструкторы транспортных средств столкнулись на железной дороге еще в конце 19 века. Буксование колесных пар (или, по-железнодорожному, «боксование») приводило к интенсивному износу колес и рельсов, поэтому нужно было искать какое-то решение. Разработанное устройство было чисто механическим и очень далеким по конструкции от автомобильных ABS.

Позже системы, предотвращающие блокировку колес при торможении, стали проникать в авиацию и лишь в 1960 годах их стали пытаться установить в автомобиль. Эксперименты распространялись только на задние колеса и никак не решали проблему потерю управляемости при блокировке, ведь передние колеса в «зону ответственности» первых ABS не входили.

Первопроходцами в опробовании полноценной системы стали немецкие инженеры. Они разработали и применили «антиблокировку», работающую со всеми четырьмя колесами одновременно. Параллельно с ними работы по внедрению ABS на легковые автомобили велись и в других странах мира.

Как водится, новая система безопасности, сначала появилась на дорогих авто представительского класса. С течением времени производство антиблокировочных систем становилось дешевле, что привело к установке на автомобили средней ценовой категории.

Принцип работы ABS

При торможении автомобиля может наступить момент, когда тормозное усилие начинает превышать силу сцепления колеса с дорожным покрытием. При этом колесо прекращает вращаться и просто скользит по поверхности. Проще всего добиться такого эффекта (также называемого «юз») на заведомо скользких, зимних, покрытиях – льду, снежном накате.

Автомобиль, который скользит, неуправляем. Во-первых, для изменения траектории нужно «отталкиваться» от дороги, что невозможно при скольжении. Во-вторых, при заблокированных передних колесах бесполезно вращать руль – автомобиль его не послушается.

Антиблокировочная система отслеживает блокирование каждого из колес и прекращает его торможение, отключая соответствующую тормозную магистраль. Как только вращение колеса восстанавливается, давление в магистрали появляется снова и процесс торможения продолжается. Описанный цикл происходит с частотой до 40 раз в секунду, что позволяет осуществлять торможение, не допуская блокирования колес. При этом исключается неконтролируемое скольжение машины и сохраняется возможность маневров даже на скользкой дороге.

Из чего состоит ABS?

ABS – система электронно-механическая. В ее основе находится электронный блок, которые принимает информацию от колесных датчиков и по заданному алгоритму, выдает управляющие сигналы на блок клапанов. Клапаны установлены в разрезах тормозных магистралей, идущих индивидуально на каждое колесо. На ступицах всех колес присутствует датчик вращения, который отслеживает остановку колеса и за долю секунды передает информацию об этом событии в управляющий блок.

Когда колесо блокируется и от соответствующего датчика поступает сигнал, главный блок подает питание на нужный клапан, он закрывается, и давление в тормозной магистрали снижается. Колесо восстанавливает вращение, клапан открывается и торможение продолжается. Срабатывание ABS практически всегда можно услышать: из-под капота доносится стрекот работающих клапанов.

Неисправности ABS

Антиблокировочная система тормозов относится к классу систем безопасности, поэтому неисправности в ней нельзя оставлять без внимания. На панели приборов всех авто, оснащенных ABS, обязательно присутствует специальная пиктограмма, зажигающаяся при возникновении неполадки.

За исправностью компонентов следит внутренняя система диагностики управляющего блока. Чаще всего из строя выходят колесные датчики. Происходит это из-за их загрязнения или повреждения. Часто датчик ломается, когда проводится замена тормозных колодок, в результате неаккуратных действий ремонтника.

Могут возникнуть неполадки в электрической сфере – исчезновение контакта в цепях управления клапанами или информационной линии с колесных датчиков.

Во всех случаях управляющий блок включает соответствующую лампу на панели приборов, а на некоторых моделях и запоминает код ошибки. Этот код можно прочитать по такому же принципу, как и коды контроллера управления двигателем, при помощи специального оборудования.

Если после включения зажигания символ ABS на приборке не гаснет, значит, система сломалась и не сможет помочь при резком торможении. Ездить с такой неисправностью крайне нежелательно, даже если вы не нуждаетесь в помощи электроники, ведь компоненты системы встроены в тормозную систему, а с тормозами шутить не стоит.

логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип