многофункциональный
автомобильный
комплекс

Как работают тормоза?

замена тормозных колодок

Тормоза – одна из систем, которой водителю приходится пользоваться постоянно. От ее исправности зависит безопасность поездок, а чтобы содержать тормоза исправными, нужно хотя бы в общих чертах представлять, как они работают.

Из чего состоит тормозная система?

Состав тормозов на легковом автотранспорте может быть совершенно разным. Однако в базовой, минимальной, схеме заложены одинаковые элементы. Вот основные из них.

  1. Педаль тормоза. Это одна из педалей управления автомобилем, установленная в салоне. Вряд ли кто-то про нее не знает.
  2. Вакуумный усилитель тормозов. Устройство, которое за счет действия разрежения (всасывание воздуха из корпуса усилителя по шлангу в воздушный тракт двигателя) увеличивает силу нажатия водителем на педаль. То есть, давить можно не сильно, а на выходе из усилителя давление будет мощным. Сегодня найти автомобиль, не оборудованный усилителем тормозом, нужно постараться.
  3. Главный тормозной цилиндр. Здесь тормозная жидкость распределяется между колесами автомобиля. Причем распределение происходит минимум по двум независимым контурам – диагональным или поперечным. Сделано это, чтобы снизить вероятность полного отказа тормозов при разгерметизации отдельно взятого участка системы.
  4. Тормозные магистрали. Металлические трубки, которые доставляют тормозную жидкость к механизмам у колес.
  5. Тормозные шланги. То же самое, что и магистрали, только резиновые и гибкие. Применяются там, где жесткое соединение осуществить невозможно – при переходе на поворотные колеса и заднюю подвеску.
  6. Колесные тормозные цилиндры. Приводятся в действия давлением тормозной жидкости и перемещают тормозные колодки.
  7. Тормозные колодки. Элементы системы, которые входят в трение с диском или барабаном и замедляют вращение колеса.
  8. Диски и барабаны. Компоненты тормозной системы, имеющие фиксированную механическую связь с колесом и замедляющие скорость его вращения под воздействием колодок.
  9. И, наконец, тормозная жидкость. Это то, без чего функционирование гидравлического привода тормозов, было бы невозможно. Жидкость, которая передает давление от тормозной педали до колодок.

Все вышеперечисленное – лишь минимальный набор компонентов, применяемых в тормозной системе современных легковых авто. Кроме этого, в тормоза могут быть включены и другие элементы, например, блок клапанов и датчики антиблокировочной системы.

Параллельно с рабочей тормозной системой (то есть, той, что постоянно используется для замедления и остановки автомобиля) на машинах существует стояночный тормоз, так называемый «ручник». Такое название он получил из-за ручного привода, однако на некоторых авто стояночный тормоз включается ножной педалью. Более того, есть машины, где за включение «ручника» отвечает кнопка на торпеде и электроприводы.

Что происходит во время торможения?

Торможение – это одна из наиболее частых процедур в вождении машины. Даже за короткую поездку тормоза приводятся в действие множество раз. При этом повторяется один и тот же цикл.

При нажатии на педаль, она перемещает шток, уходящий в вакуумный усилитель. Внутри него сила давления увеличивается и через еще один шток передает движение в главный тормозной цилиндр. Здесь начинает перемещаться поршень и давить на тормозную жидкость в металлических магистралях и резиновых шлангах контуров. Тормозная жидкость перемещается и оказывает давление на поршни колесных цилиндров. Те, выезжая, приводят в движение колодки, и начинается торможение.

Как обслуживать тормоза?

Тормозные колодки охватывают диск (дисковые тормоза) или давят изнутри на барабан (барабанные тормоза). В результате трения, тормозящий слой колодок стирается и их приходится заменять на новые. Замена тормозных колодок – мероприятие достаточно простое и на большинстве автомобилей может проводиться своими силами. Частота замены сильно зависит от стиля вождения и частоты пользования тормозами. Средний же показатель – 15-25 тысяч километров пробега.

Кроме колодок периодически нужно заменять и тормозную жидкость. Рекомендуется делать это раз в три года, хотя на деле подавляющее большинство автовладельцев проводит замену гораздо реже.

Также в периодической замене нуждаются тормозные диски и барабаны. Их ресурс весьма велик и зачастую замену делает уже следующий владелец авто. Но нужно быть в курсе толщины данных элементов, чтобы не упустить критический износ.

Неисправности тормозной системы

Самая распространенная неисправность – износ манжет колесных тормозных цилиндров, что приводит к подтеканию тормозной жидкости. Если совершенно не интересоваться состоянием тормозной системы на своем авто, небольшая утечка может привести к опустошению расширительного бачка и появлению воздушной пробки.

Самая опасная неполадка в тормозах – разгерметизация системы, например, разрыв тормозного шланга. В этом случае в рабочем состоянии остается только один контур, и эффективность торможения снижается в несколько раз. Чтобы не допустить этого, необходимо периодически осматривать магистрали и шланги на предмет коррозии, потеков, грыж и т.д.

логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип