многофункциональный
автомобильный
комплекс

Почему плавают обороты холостого хода?

Бывает, что холостые обороты двигателя становятся нестабильными. Вращение коленвала то замедляется, то ускоряется, что слышно по звуку и видно по тахометру. Почему такое может происходить, рассмотрим в этой статье.

Проблему плавающих оборотов будем рассматривать только для бензиновых двигателей. Причем отдельно для карбюраторных и инжекторных, так как системы питания и зажигания имеют здесь большое значение.

Карбюраторные двигатели

Двигатели с карбюратором чаще подвержены плавающим холостым оборотам, так как практически все процессы, происходящие в таком моторе, основаны на чистой механике. Плавающий холостой ход означает, что коленчатый вал двигателя вращается то быстрее, то медленнее за равные промежутки времени. Если машина оборудована тахометром, то его стрелка в это время покачивается между некоторыми значениями.

компьютерная диагностика

На карбюраторном авто проблема нестабильных холостых оборотов часто появляется из-за неисправностей в системе зажигания, а именно в распределителе (трамблере). Внутри этого устройства имеется вал, который вращает бегунок. Когда на валу появляется выработка, плоскость вращения вала становится неправильной, он начинает вращаться по овальной траектории. При этом распределение импульсов по свечам нарушается, искра запаздывает, что приводит к ритмичным провалам в холостом ходу.

Также колебания оборотов вызывают пропуски зажигания. Они начинаются все в том же трамблере из-за поврежденных или загрязненных контактов на бегунке или крышке. Следующими под подозрение должны попасть свечи, а затем – высоковольтные провода.

Вторая сфера, влияющая на холостой ход, является системой питания. Поскольку бензонасос на большинстве карбюраторных двигателей механический, его производительность напрямую зависит от оборотов коленвала. Когда в насосе есть выработка, он может подавать бензин с перебоями. Причем эти перебои будут циклическими из-за механического привода от двигателя.

Частным случаем нестабильного холостого хода являются, так называемые, провалы. Провал означает кратковременное и неожиданное снижение оборотов коленвала, не поддающееся какой-либо системе. То есть, провал не циклический, происходит в любой момент времени, а обороты быстро восстанавливаются.

Чаще всего в подобных провалах оборотов виновата электрическая часть системы зажигания. Где-то имеется ненадежный контакт, который от вибраций двигателя на долю секунды размыкается и приводит к исчезновению искры. В следующую долю секунды контакт появляется вновь и искра восстанавливается. В пропусках зажигания часто виноваты начинающие ломаться индивидуальные катушки зажигания (на 16-клапанных двигателя).

Инжекторные двигатели

В двигателях с электронным управлением за обороты холостого хода отвечает контроллер (блок управления). Это сложное устройство само по себе очень редко становится причиной плавающих оборотов. Однако «плавание» может начаться в соответствии с заложенной в контроллер программой (прошивкой) из-за неверного сигнала с датчиков или его отсутствия.

В зависимости от системы, примененной на конкретном автомобиле, за стабильный холостой ход могут отвечать разные датчики. В обобщенном понимании к «плаванию» может привести отсутствие сигнала с датчика расхода воздуха. Не получая информации о количестве поступающего в двигатель воздуха, контроллер увеличивает обороты, чтобы мотор не заглох. Далее наступает ситуация, когда с датчика концентрации кислорода в выхлопных газах начинает приходить противоречивый сигнал и контроллер снижает обороты. Затем все повторяется.

Холостой ход на инжекторных двигателях регулируется специальным устройством, которое изменяет ширину воздушного канала. Это устройство называется регулятором холостого хода и состоит из маленького электродвигателя, а также выдвижного элемента.

Если в цепи питания регулятора есть неисправность (например, пропадает контакт), контроллер не сможет точно выставить требуемое в данный момент сечение воздушного канала. При этом обороты двигателя не будут соответствовать заложенным в программе, и контроллер начнет пытаться восстановить нормальное значение – обороты станут плавать.

Что делать, если обороты «плавают»?

Когда холостой ход становится нестабильным, в первую очередь, нужно убедиться в надежном подключении компонентов системы зажигания. Все проверки проводятся только на выключенной системе, так как высоковольтная часть может ощутимо ударить током! Такие вещи как коммутатор или модуль зажигания вообще могут сгореть, если, например, отключить разъем при включенном зажигании.

Если двигатель инжекторный, убеждаемся в надежности подключения датчика расхода воздуха, регулятора холостого хода, отсутствии подсоса воздуха во впускной тракт двигателя после учитывающего датчика. Неучтенный воздух может приходить как через поврежденную гофру, так и через поврежденный или неплотно посаженный шланг, подающий разрежение к вакуумному усилителю тормозов. Если осмотр результатов не дал, найти причину нестабильного холостого хода поможет компьютерная диагностика.

логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип