многофункциональный
автомобильный
комплекс
 иконка телефон
8 (812) 331-38-27
иконка телефон
8 (812) 331-41-82
иконка карта
Санкт-Петербург, Богатырский пр 14 к.2А
иконка информация
Каждый день для Вас с 09:00 до 21:00

Что такое система динамической стабилизации?

компьютерная диагностика

ESP, DSC и еще добрый десяток подобных аббревиатур обозначают системы, которые помогают водителю удерживать автомобиль на нужной траектории. При нормальном движении машины, их работа незаметна. Но если что-то пошло не так, электронный помощник обретает власть почти над всеми жизненно важными системами авто.

С чего все начиналось?

Впервые систему динамической стабилизации запатентовали аж в 1959 году. Первопроходцами стали инженеры известной фирмы Bosh, создавшие комплекс устройств под названием Electronic Stability Programm, что в наши дни известно всем под аббревиатурой ESP. Все подобные системы имеют схожий принцип действия, однако из-за патента на названии ESP, они вынуждены обретать свои имена. Так объясняется множество названий схожих систем, разработанных в разных компаниях.

Система ESP стала второй в ряду систем активной безопасности, после ABS (антиблокировочная система тормозов). Ее появлению предшествовала огромная работа с множеством экспериментов. Несмотря на то, что патент на первую систему был получен практически в середине 20-го века, массовое внедрение систем курсовой устойчивости на легковые автомобили началось только во второй половине 90-х.

В разработке систем сразу наметились два лидирующих страны – Германия (BMW, Mersedes) и Япония (Mitsubishi). Первым автомобилем, оснащенным системой ESP, стал Mersedes А-класса. Этот маленький городской хэтчбек с самого «рождения» был склонен к перевороту даже при маневрах на очень низких скоростях. Чтобы спасти это творение, было решено оснастить его системой динамической стабилизации.

Как уже говорилось выше, аббревиатура ESP является запатентованной собственностью компании Bosh и другие разработчики вынуждены придумывать собственные названия. Поэтому системы, помогающие удерживать машину на нужном водителю курсе, называются совершенно по-разному. Например, «система курсовой устойчивости», «система динамического контроля», «электронный контроль устойчивости» и т.д.

Из чего состоят эти системы?

Система динамической стабилизации представляет собой сложную совокупность датчиков, электронных модулей и исполнительных механизмов. Главным «центром» обработки всех данных является электронный контроллер, принимающий сигналы от датчиков и молниеносно решающий, что именно нужно делать в сложившейся ситуации.

Помимо центрального блока в среднестатистическую систему входят:

- блок принудительного управления дроссельной заслонкой

- устройства управления торможением каждого колеса

- индивидуальные датчики вращения колес

- датчик угла поворота руля

- датчик поперечного поворота кузова автомобиля

- датчик поперечного ускорения кузова (проще говоря, заноса или поперечного смещения)

Кроме этого, разумеется, есть множество проводов, которыми все элементы связаны в единую сеть. Вместо обычных жгутов может использоваться CAN-шина – один провод, по которому передаются кодированные сигналы между устройствами перекодирующими их в команды для конкретных исполнительных механизмов.

Как работает система динамической стабилизации?

Удержание машины на требуемой траектории осуществляется целым комплексом одновременных действий. Однако главную роль здесь выполняют тормоза. Эффект погашения заноса и сноса достигается за счет своевременного торможения определенных колес, а также их растормаживания.

Рассмотрим цикл работы системы по шагам:

  1. Снятие параметров движения. Автомобиль едет нормально, система получает информацию с датчиков с частотой до 25 раз в секунду.
  2. Водитель входит в поворот на чрезмерно высокой скорости, в результате чего начинается занос задней части автомобиля.
  3. По информации, полученной с датчиков, блок управления системы определяет начало заноса.
  4. По команде блока снижается подача топлива в камеры сгорания двигателя и начинается торможение левых колес автомобиля.
  5. Благодаря торможению колес одного борта, машину начинает разворачивать в обратном направлении
  6. При выравнивании кузова относительно изначального положения, а также с учетом текущего поворота руля, торможение колес прекращается, и машина едет в нормальном режиме.

По такому сценарию система динамической стабилизации работает в большинстве случаев. Количество циклов может быть больше, но все они происходят чрезвычайно быстро. Настолько быстро, что на разумных скоростях почувствовать тот же занос нелегко. Однако не стоит забывать, что даже самая совершенная система не спасет от ДТП, если машина потеряет управления на чрезмерно высокой скорости.

Остается сказать, что неисправности в системах динамической стабилизации случаются весьма редко. Многие блоки оснащены системой внутренней проверки, и узнать об их состоянии поможет компьютерная диагностика.

И напоследок: некоторые автовладельцы, любящие «навалить бочком», спросят, что же теперь делать, если система подавляет любое скольжение «на корню»? Так вот специально для любителей острых ощущений на многих авто система динамической стабилизации имеет функцию ручного отключения. Одно нажатие кнопки и ты – один на один с дорогой.

логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип