многофункциональный
автомобильный
комплекс

ABS, SRS и другие сокращения

Современные автомобили изобилуют электронными системами, длинные названия которых часто сокращают при помощи аббревиатур. Что таится за несколькими заглавными буквами? Разбираем по полочкам всех автоматических «помощников» водителя.

ABS – АнтиБлокировочная Система тормозов

При интенсивном торможении наступает момент, когда сила замедления колес превышает силу их вращения. При таких обстоятельствах колеса перестают вращаться (блокируются) и теряют связь с дорогой, начиная скользить по ней. Такое явление называется «юз».

замена тормозных колодок

Блокировка колес особенно опасна зимой, так как вывести машину из юза на скользкой дороге сложнее, чем на летнем асфальте. При этом если блокируются передние колеса, автомобиль теряет управляемость. Поворот колес, которые не катятся, а скользят, ни к чему не приводит.

Разблокировать колеса несложно – достаточно ослабить нажатие на педаль тормоза, однако для этого нужен достаточный опыт вождения. К тому же бывают ситуации, когда ювелирно «работать» педалью просто некогда. Специально для таких случаев и придумали ABS.

Смысл системы в том, что она отслеживает блокировку каждого отдельно взятого колеса. В момент его блокировки, подача тормозной жидкости в соответствующей магистрали прекращается и колесо растормаживается. В следующий миг, подача возобновляется, и торможение начинается снова. Этот цикл происходит до 40 раз в секунду. За счет этого колесо продолжает катиться и автомобиль тормозит. Главный плюс – не теряется управляемость, а недостаток заключается в возможном увеличении тормозного пути.

EBD (Electronic Brakeforce Distribution) – система распределения тормозных усилий

Эта система работает на базе ABS, используя ее же компоненты. Главная функция EBD – не допустить заноса или разворота автомобиля при торможении на неоднородном покрытии. Когда машина начинает торможение под колесами левого борта может находиться асфальт, а под колесами правого борта – лед. Сцепление колес со льдом значительно хуже, чем с асфальтом, поэтому при резком замедлении может возникнуть разворот кузова в левую сторону.

Предотвращение такой ситуации производится практически так же, как и предупреждение блокировки колес. Датчики измеряют частоту вращения каждого колеса. По этим сигналам электронный блок распознает ситуацию, когда на одном борте торможение осуществляется лучше, чем на другом и ослабляет давление в соответствующих тормозных магистралях.

ASR, TCS, DTC – противобуксовочные системы

Буксование возникает все из-за той же потери сцепления колес с дорогой, но уже в момент попытки тронуться. Если попытаться привести автомобиль в движение на откровенном гололеде и на подъеме, то, скорее всего, это не получится. Колеса будут беспомощно вращаться, а машина – стоять на месте. Ситуация с пробуксовкой может возникнуть и во время движения.

Чтобы быстро и эффективно погасить буксование, разработано несколько соответствующих систем. В зависимости от компании-разработчика и принципа действия они имеют разные названия, а соответственно и несколько аббревиатур.

Противобуксовочная система определяет момент начала холостой прокрутки колеса по резкому увеличению скорости его вращения относительно других колес. Далее принцип действия различен в зависимости от вида конкретной системы. Гашение буксования может осуществляться притормаживанием буксующего колеса, прикрытием дроссельной заслонки, уменьшением подачи топлива в один или несколько цилиндров. Как результат – машина успешно трогается и едет даже на скользких покрытиях.

BAS (Brake Assist System) – система экстренного торможения

Данная система призвана создать максимальное давление в тормозах при экстренном торможении. Принцип ее работы достаточно прост: датчик отслеживает скорость нажатия на педаль тормоза и, если нажатие произошло чересчур резко, подключает исполнительный механизм. Под воздействием механизма в тормозных магистралях создается предельно возможное давление, и автомобиль тормозит «от души».

Система экстренного торможения разработана и предназначена для срабатывания в аварийных ситуациях, чтобы максимально сократить тормозной путь, независимо от силы нажатия водителем на педаль. У тех, кто любит «спортивное» вождение с частыми и резкими торможениями, BAS будет срабатывать у каждого светофора. Сама система вряд ли пострадает, а вот замена тормозных колодок каждые несколько месяцев будет обеспечена.

SRS (Supplemental Restraint System) – система пассивной безопасности (подушки)

Под аббревиатурой SRS скрываются подушки безопасности. В наши дни эта система устанавливается практически на все автомобили, независимо от их класса и стоимости. Ее главное назначение – не допустить удара водителя и пассажиров об элементы кузова, в частности о приборную панель.

Принцип действия системы заключается в резком наполнении газом специальных подушек при моменте столкновения. Когда именно необходимо раскрытие, решает электронный блок, основываясь на показаниях датчиков. Системы SRS различны и имеют в своем составе от одной до многих подушек. Также в нее могут входить преднатяжители ремней безопасности.

логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип