многофункциональный
автомобильный
комплекс
 иконка телефон
8 (812) 331-38-27
иконка телефон
8 (812) 331-41-82
иконка карта
Санкт-Петербург, Богатырский пр 14 к.2А
иконка информация
Каждый день для Вас с 09:00 до 21:00

Что такое рулевое управление?

сделать развал-схождение

Система рулевого управления включает в себя целый комплекс элементов и служит для передачи движения от руля на поворотные колеса. От ее исправности зависит комфорт и безопасность поездок на автомобиле. В этой статье рассмотрим, какие рулевые системы применяются на автомобильном транспорте, а также самые частые неисправности.

Реечное управление  

Система, в основе которой лежит рулевая рейка, знакома 99% автомобилистов. Эта простая и надежная конструкция является лидером по частоте применения, ведь она установлена в подавляющем большинстве легковых авто.

Такую популярность реечному рулевому управлению обеспечили рациональный минимализм в конструкции и хорошие пользовательские характеристики. «Рейки» весьма неприхотливы, имеют приличный ресурс, не требуют применения масла, а, самое главное, делают руль легким. Исправное реечное управление даже без гидроусилителя часто позволяет вращать руль одной рукой, когда автомобиль стоит на месте. Добиться подобного при использовании других систем проблематично.

Рейка представляет собой длинную тонкую деталь с крепкими зубьями, наподобие шестеренчатых. Она помещена в металлический корпус, заполненный смазкой и защищенный резиновым чехлом. Рейка соединена с вращающейся шестерней, на которую передается вращение с руля. Когда руль поворачивается, шестерня сдвигает рейку и рулевые тяги, которые прикреплены к ней. Тяги, в свою очередь, поворачивают колеса в нужную сторону.

Кроме рейки в корпусе, двух рулевых тяг и двух шаровых шарниров под капотом из «рулевого» больше ничего нет. Еще может присутствовать гидроусилитель, но это уже отдельная «навесная» система. Именно такое малое количество деталей и делает «рейку» практически гениальным изобретением.

Неисправностей у нее немного. Чаще всего рейки выходят и строя в результате повреждения защитного резинового чехла. В норме внутренняя полость корпуса рейки не имеет никаких загрязнений и заполнена чистой, очень скользкой и жирной смазкой (в России это чаще всего «ФИОЛ-1»). Когда чехол поврежден, внутрь начинает попадать грязь, во время хода рейки появляется повышенное трение и начинается интенсивный износ.

Износ рейки проявляет себя стуками при проезде неровностей. Диагностируется очень просто: нужно взяться рукой поочередно за каждую рулевую тягу и подергать вверх. На исправной рейке люфта быть не должно.

Главный недостаток реечного механизма в том, что он не может использоваться при больших нагрузках. Поэтому рейки не применяют на грузовиках, автобусах и больших внедорожниках.

Червячное управление

Такой вид плавно уходит в историю. Рулевое на основе «червяка» широко применялось на заднеприводных советских автомобилях, например, на всей ВАЗовской «классике». Оно значительно сложнее реечного.

Червячный рулевой механизм размещен в металлическом корпусе, с которым соединен рулевой вал. Внутри корпуса установлена деталь под названием «червяк», в постоянном зацеплении с которой находится ролик. Во время вращения руля, ролик плавно перемещается по спирали червяка и сдвигает сошку – металлическую деталь, находящуюся снаружи механизма. К сошке прикреплены рулевые тяги, идущие к поворотным кулакам управляемых колес.

Особенность конструкции приводит к применению не двух, а множества рулевых тяг, соединенных шаровыми шарнирами. Например, в тех же «Жигулях» таких соединений шесть. Из-за того, что рулевой механизм расположен сбоку относительно центра автомобиля, тяга, идущая в противоположную сторону, получается слишком длинной. «АвтоВАЗ» решил эту проблему внедрением маятникового рычага, который соединяет две короткие тяги. В результате обилие соединений приводит к множеству люфтов и «размазанному» управлению автомобилем. Решение проблемы – замена шарниров, но после такого мероприятия, нужно сделать развал-схождение.

Частыми неполадками червячного рулевого управления являются повреждение защитных чехлов соединительных шарниров, износ червяка, утечка масла из корпуса рулевого механизма.

Рулевой механизм «винт-гайка»

Эта разновидность рулевого механизма в чем-то похожа на конструкцию с червяком. Рулевой вал здесь оканчивается не муфтой для соединения с хвостовиком червячного редуктора или шестерни рейки, а резьбовой частью, напоминающей винт. С этой резьбой через систему металлических шариков постоянно соединена особая гайка. На одной стороне гайки имеются зубья, за которые, в свою очередь, зацеплен поворотный сектор с сошкой.

При повороте руля гайка смещается по резьбе винтовой части рулевого вала, проворачивает сектор, а тот перемещает сошку вместе с рулевыми тягами. Корпус такого механизма заполнен маслом.

Рулевой механизм винтового типа способен работать в условиях больших нагрузок и передавать солидные усилия. Поэтому основная сфера его применения – грузовой транспорт и автобусы. Практически всегда рулевое управление типа «винт-гайка» оснащается гидроусилителем руля, что позволяет водителю без труда поворачивать большие колеса. 

логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип
логотип